|
Центральный оргкомитет игры-конкурса Русский медвежонок
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2011 2:33 pm Заголовок сообщения: РМ-2011, задание 30 для 4-5 классов (латинская тавтограмма) |
|
|
Привожу текст задания полностью:
30. O Tite tute Tati, tibi tanta, tyranne, pulisti!
Перед вами - строка древнеримского поэта Энния (в переводе с латыни она означает: "О не знающий опасностей правитель Тит Татий, как много ты перенёс!"), в которой допущена ошибка. Какое исправление нужно внести, чтобы строка приобрела первоначальный вид?
(А) заменить tute на tuta; (Б) заменить tibi на tebe; (В) заменить tanta на tantum;
(Г) заменить tyranne на tiranne; (Д) заменить pulisti на tulisti.
Правильным считается вариант ответа (Д).
Создаётся впечатление, что автор этого задания слабо знаком с историей латинского алфавита. Иначе, как объяснить наличие среди неправильных ответов варианта (Г)? Если ребёнок знает, что во времена Квинта Энния в латинском алфавите буквы Y ещё не было (она была введена в алфавит столетием позже), он, естественно, решит, что наличие этой буквы в строке и является ошибкой. А если учесть, что одно из названий этой буквы, "игрек", означает 'и греческое', можно предположить, что первоначально вместо неё могло стоять 'и латинское', т. е. слово TYRANNE писалось как TIRANNE.
Более того, ни одно из исправлений, содержащихся в вариантах ответа, не может привести эту строку к её ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ виду. Вот как эта строка выглядела во времена Квинта Энния (если быть точным - спустя столетие после Квинта Энния):
O·TITE·TVTE·TATI·TIBI·TANTA·TYRANNE·TVLISTI
Чтобы привести содержащуюся в задании строку к её первоначальному виду, мало заменить pulisti на tulisti. Нужно ещё:
1. Убрать из строки все запятые и восклицательный знак - эти знаки пунктуации появились только спустя полторы тысячи лет после Квинта Энния.
2. Сделать все буквы заглавными - древние римляне использовали только заглавные формы букв.
3. В словах TUTE и TULISTI заменить букву U на букву V - буква U появилась в латинском алфавите только в 16 веке, а в античности вместо неё использовали букву V.
4. Всё-таки что-то сделать с буквой Y - не было её тогда в латинском алфавите.
5. Пробелы между словами или вообще убрать, или заменить интерпунктами - в античности пробелы между словами отсутствовали; до 2 в. н. э. для разделения слов иногда использовали интерпункт.
И только после совершения всех этих действий строка, действительно, приобретёт свой ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ вид.
Можно допустить, что под первоначальным видом автор задания подразумевал не истинный первоначальный вид этой строки, а её вид в современной орфографии. Вот как эта строка выглядит в таком авторитетном издании, как "The Annals of Quintus Ennius", ed. Otto Skutsch, Oxford: Clarendon Press, 1985 (строка 104):
O Tite, tute, Tati, tibi tanta, tyranne, tulisti
Надеюсь, никто не станет утверждать, что в Оксфорде плохо знают латынь? Получается, что в строке из 30-го задания допущена не одна ошибка, а целых четыре! И это - на Всероссийском конкурсе по языкознанию! Неверно расставлены запятые и зачем-то поставлен восклицательный знак. Восклицательный знак был бы здесь к месту, если бы он заменял собой междометие IO, от которого он, собственно говоря, и произошёл. Но такого междометия в этой строке никогда не было. (Ср. со строками 107 и 108)
Кроме того, автор задания явно переусердствовал в своём стремлении запутать детей, сделав неправильные ответы слишком похожими на правильные. Как заметил в одном из своих ответов на форуме председатель оргкомитета конкурса (сообщение от 08.11.2011), задания этого конкурса учат детей искать закономерности. Так вот, в варианте ответа (Б) закономерностей содержится гораздо больше, чем в "правильном" варианте (Д). Судите сами. Не секрет, что многие люди стараются спрятать в своих произведениях собственные инициалы. В качестве примера можно привести всем известное стремление авиаконструкторов использовать в качестве названия своих самолётов первую букву своей фамилии. Самолёты Антона Фоккера носили индекс "F" (например, F.VIIa), первые самолёты Александра Яковлева носили индекс "Я" (Я-6, Я-19, Я-21), вертолёты Игоря Сикорского носили индекс "S" (S65, S67). В варианте ответа (Б) как раз и содержатся закономерности, связанные с первой буквой фамилии поэта - латинской буквой E (Quintus Ennius). В случае ответа (Б) строка приобретает следующий вид:
O Tite tute Tati, tebe tanta, tyranne, pulisti!
Закономерности, содержащиеся в этой строке, следующие:
1. Заглавная буква фамилии поэта, будучи ПЯТОЙ буквой латинского алфавита, одновременно является ПЯТОЙ буквой этой строки, встречается в этой строке ровно ПЯТЬ раз, и чаще всего встречается именно в ПЯТОМ слове строки. Эта закономерность не будет выглядеть случайной, если учесть, что само имя поэта (Квинт, Quintus), в переводе с латыни, буквально означает ПЯТЫЙ.
2. Кроме того, заглавная буква фамилии поэта встречается только во 2-м, 3-м, 5-м и 7-м словах строки. А как известно с античности, среди чисел от 1 до 8 (ведь в строке только восемь слов) только числа 2, 3, 5 и 7 являются простыми числами (тем, кто считает, что 1 также является простым числом, советую заглянуть в учебник по теории чисел).
Выводы:
1. Строго говоря, ни один из вариантов ответа на вопрос, содержащийся в задании №30, не может привести строку к её ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ виду (неважно, в античной или современной орфографии), т. е., в этом отношении ВСЕ варианты ответа являются неверными.
2. Вариант ответа (Б) приводит строку к такому виду, в котором в ней можно обнаружить закономерности, как-будто специально спрятанные Квинтом Эннием. Т. е., вариант ответа (Б) можно достаточно убедительно обосновать логически. А как заметил председатель оргкомитета конкурса (сообщение от 21.11.2011), правильным ответом считается тот ответ, который можно логически обосновать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Трям-прям
Зарегистрирован: 21.11.2011 Сообщения: 16
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2011 2:47 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Мда.. Тяжелый случай. Интересно, а школьные контрольные и олимпиады Вы тоже так препарируете? Надеюсь, Вам напишут еще раз: РМ- это ИГРА!! |
|
Вернуться к началу |
|
|
мамаНины
Зарегистрирован: 09.12.2011 Сообщения: 4
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2011 3:07 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Если бы мой ребенок, отвечая на вопрос, привел бы Вашу логику, я бы сейчас писала гневные письма, что ЭТО НЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4-5 классов.
Слава богу, дочь, не первый год участвуя в конкурсе, понимает, что закономерность надо искать в буквах, а не в смыслах, тем более в пунктуации и написании данной строки в авторитетном издании 1985 года. Только ответ Д в данном случае логически может объяснить среднестатистический учащийся 4-5 классов |
|
Вернуться к началу |
|
|
Трям-прям
Зарегистрирован: 21.11.2011 Сообщения: 16
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2011 3:25 pm Заголовок сообщения: |
|
|
МамеНины (кстати, не понятно как правильно склонять ):
мы с Вами товарищу ivg не интересны, у него научно-теоретический диспут с авторами вопросов. Наши дети и их реальные ответы никого отношения к этим глубоким изысканиям не имеют |
|
Вернуться к началу |
|
|
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2011 3:32 pm Заголовок сообщения: |
|
|
мамаНины писал(а): | ...закономерность надо искать в буквах, а не в смыслах, тем более в пунктуации и написании данной строки в авторитетном издании 1985 года...
Только ответ Д в данном случае логически может объяснить среднестатистический учащийся 4-5 классов |
Во-первых, закономерность надо искать во всём.
Во-вторых, если бы среднестатистический учащийся 4-5 класса мог ответить на любой 5-бальный вопрос, половина участников набрала бы по 120 баллов - какой смысл в таком конкурсе?
В-третьих, обоснуйте, пожалуйста, ответ Д. С одним условием: латинского языка Вы не знаете. |
|
Вернуться к началу |
|
|
мамаНины
Зарегистрирован: 09.12.2011 Сообщения: 4
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2011 10:55 pm Заголовок сообщения: |
|
|
ivg писал(а): | В-третьих, обоснуйте, пожалуйста, ответ Д. С одним условием: латинского языка Вы не знаете. |
если заменить pulisti на tulisti, то все слова в строке "O Tite tute Tati, tibi tanta, tyranne, pulisti! " начинаются с одной буквы -"Т".
Остальные варианты подходили бы, если бы вопрос стоял о грамматике, но тогда и задание звучало бы по-другому.
В прошлом году такой вопрос был по "Властелину колец".
Также не требовалось знание книги, сюжета, героев и т.д., а задействовать надо было логику. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ответственная мама
Зарегистрирован: 10.11.2011 Сообщения: 7
|
Добавлено: Сб Дек 10, 2011 10:09 am Заголовок сообщения: |
|
|
ivg
Спасибо за такой подробный разбор!
Узнали много нового, в частности про букву игрек. Как-то раньше не приходило в голову, что это "и греческое".
И, действительно, когда фраза написана заглавными буквами и с интерпунктами, то она сразу начинает выглядеть по-древнеримски.
Все же интересно, что у Квинта Энния стояло на месте Y?
А что касается задания, то оно было бы корректным, если бы хотя бы были две запятые. Мой ребенок споткнулся как раз на этом участке фразы.
И еще хотелось бы знать, где в этой фразе "не знающий опасностей"? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Almi
Зарегистрирован: 01.12.2008 Сообщения: 88
|
Добавлено: Сб Дек 10, 2011 11:18 am Заголовок сообщения: |
|
|
Мой ребенок тоже выбрал ответ "Г", поскольку буквы "Y" и "I" часто обозначают похожий звук и в английском языке при изменении формы слова одна может встать на место другой.
Сын решил, что раз в предложении слог "ти" четыре раза написан как "ti", а один раз как "ty", то это и есть закономерность. Предположил, что во времена Энния "t" и "y" не могли стоять вместе (как, например, не могут стоять в русском "ж" и "ы"). Чем не логика, и в чем она "проигрывает" верному ответу, который ребенок "забраковал" из-за излишней очевидности для вопроса №30? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Пн Дек 12, 2011 12:38 pm Заголовок сообщения: |
|
|
мамаНины писал(а): | если заменить pulisti на tulisti, то все слова в строке "O Tite tute Tati, tibi tanta, tyranne, pulisti! " начинаются с одной буквы -"Т". |
Если бы было так, у меня бы и замечаний не возникло. Все слова? Обоснуйте, почему первое слово выпадает из Вашего правила. Если ребёнок не сможет полностью обосновать свой ответ, он не может быть уверен в правильности такого ответа. А значит, это будет не ответ, а гадание. А ведь у нас конкурс, а не лотерея (отгадал - не отгадал). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Almi
Зарегистрирован: 01.12.2008 Сообщения: 88
|
Добавлено: Пн Дек 12, 2011 3:14 pm Заголовок сообщения: |
|
|
ivg писал(а): | Все слова? Обоснуйте, почему первое слово выпадает из Вашего правила. |
Ну здесь-то, мне кажется, очевидно , что "О" переводится как "О". Даже не знакомый с понятием междометий ребенок впоне способен обособить его, как слово, не несущее никакой смысловой нагрузки.
У меня другой вопрос: зачем составителями задачи был предложен вариант "Г"? |
|
Вернуться к началу |
|
|
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Пн Дек 12, 2011 3:26 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Almi писал(а): | Ну здесь-то, мне кажется, очевидно , что "О" переводится как "О". Даже не знакомый с понятием междометий ребенок впоне способен обособить его, как слово, не несущее никакой смысловой нагрузки.
|
Если это полная тавтограмма, то ВСЕ слова должны начинаться на одну и ту же букву. Это самое начальное "O" указывает, что не все слова должны начинаться на одну и ту же букву, т. е. это - неполная тавтограмма. В таком случае, у нас нет никаких оснований предполагать, что последнее слово также должно начинаться на букву "T". Ведь в неполной тавтограмме это совсем не обязательно. |
|
Вернуться к началу |
|
|
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Пн Дек 12, 2011 3:44 pm Заголовок сообщения: |
|
|
До сих пор я считал, что ответ (Д) могут строго обосновать только те, кто знает латинский язык. Оказывается, для этого нужно знать латинский язык ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-...-ОЧЕНЬ хорошо! Слово TULISTI является ОЧЕНЬ редким словом. Его нет даже в таком фундаментальном словаре, как латинско-русский словарь И. Х. Дворецкого! Даже нельзя предположить, к какой части речи оно относится (это вам не глокая куздра). |
|
Вернуться к началу |
|
|
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Чт Дек 15, 2011 12:08 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Я так понимаю, что никакого решения по 30-му заданию принято не будет. Я замечания к другим заданиям не выкладываю не потому, что их у меня нет, а чтобы не отвлекать внимание от 30-го задания. Просмотрел все задания со 2-го по 11-й класс. ВСЕ задания хорошие, но некоторые сформулированы как-то не очень. А ведь придумать задание гораздо сложнее, чем его сформулировать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
ivg
Зарегистрирован: 10.11.2010 Сообщения: 46
|
Добавлено: Пн Дек 19, 2011 12:51 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Значит, буду выкладывать замечания.
Задача 6 для 2-3 классов.
6. Если взять слово Румыния и отбросить две последние буквы, получится название жителя этой страны: румын. Из названия какой страны можно тем же способом получить название её жителя?
(А) Венгрия; (Б) Англия; (В) Германия; (Г) Франция; (Д) Испания.
Правильные варианты ответа - (А) и (Б). Англия получила своё название от населявших её древне-германских племён англов. На возражение, что это было давным-давно, отвечу, что страной Англия тоже была давным-давно. Англия - не страна, а административно-политическая часть Великобритании. А вот когда в ней жили англы, тогда она, действительно, была страной. |
|
Вернуться к началу |
|
|
portovoj
Зарегистрирован: 18.11.2010 Сообщения: 32
|
Добавлено: Вс Дек 25, 2011 11:20 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Так тема вроде про 30 вопрос 4 – 5 классов?
Вы думаете, что обычный второклассник или третьекласник знает про древне-германские племена англов? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|