Список форумов
Центральный оргкомитет игры-конкурса Русский медвежонок
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Литература для любознательных

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов -> Русский медвежонок
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
И. Рубанов
сотрудник Центра


Зарегистрирован: 20.10.2006
Сообщения: 915
Откуда: Киров (Вятка)

СообщениеДобавлено: Чт Янв 10, 2008 5:15 pm    Заголовок сообщения: Литература для любознательных Ответить с цитатой

clever! писал(а):
Пожалуйста, подскажите, какой литературой можно пользоваться, чтобы подготовиться к конкурсу. Да и просто получить удовольствие от того, что работает голова!


Ответ председателя Методической комиссии конкурса Е. В. Муравенко.
Тем школьникам, которые хотят побольше узнать как о русском языке, так и о различных направлениях языкознания, я прежде всего порекомендовала бы «Энциклопедию для детей» издательства «Аванта+», том 10 «Языкознание. Русский язык». Можно взять любое издание (кстати, сейчас готовится и, видимо, в этом году выйдет новое издание в двух томах: «Русский язык», «Языкознание»). Эта книга представляет собой не энциклопедию стандартного типа со статьями, упорядоченными по алфавиту, а скорее увлекательную книгу для чтения, в которой материал выстроен в тематическом порядке. Авторы тома — ведущие современные лингвисты, так что статьи написаны на хорошем научном уровне, однако занимательно и вполне доступно для школьников. Все разделы тома проиллюстрированы лингвистическими задачами на соответствующие темы (решения помещаются на следующей странице, чтобы не сразу их видеть, но и не оставаться в неведении, если что-то не получается). В конце тома вы найдёте небольшой список книг, рекомендуемых для чтения. Замечу, что среди авторов задач для «Медвежонка» есть авторы и научные редакторы этого тома.
Из относительно недавних книг я бы назвала книгу В. А. Плунгяна «Почему языки такие разные?» и «Семиотика, или Азбука общения» Г. Е. Крейдлина и М. А. Кронгауза (обе книги уже переиздавались). Мне нравится книга Л. П. Крысина «Жизнь слова» (первое издание 1980 г.). Не потеряли своей актуальности и некоторые более ранние книги. Книгой Л. В. Успенского «Слово о словах» (http://speakrus.ru/uspens/) зачитывалось не одно поколение будущих лингвистов (и не только лингвистов). У Л. В. Успенского есть и другие увлекательные книги, посвященные языку:"Ты и твое имя" (http://www.lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/you_name.txt), "По закону буквы" (http://www.lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/bukwy.txt).
Тем, кто любит решать задачи, можно порекомендовать сборники самодостаточных лингвистических задач. Самодостаточные задачи — это задачи, не требующие предварительной подготовки, весь необходимый для их решения материал содержится в самом условии. В прошлом году вышел сборник «Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975» (Ред.-сост. В. И. Беликов, Е. В. Муравенко, М. Е. Алексеев). В сборнике содержатся задачи первых двенадцати московских лингвистических олимпиад с решениями, комментариями и интересными приложениями. Сборник распространяется в Москве по школам, а купить его можно, в частности, в Московском центре непрерывного математического образования (Б. Власьевский, д. 11). В этом году планируется переиздание с учётом замеченных опечаток, и тогда книга будет доступна всем желающим. В ней можно найти и ссылки на более ранние сборники, ставшие уже библиографической редкостью.
Те, кому доступен Интернет, могут обратиться к энциклопедии «Кругосвет»: http://www.krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm. Приглашаю также зайти и на сайт Института лингвистики РГГУ, в котором есть специальный раздел «Лингвистика для школьников»: http://il.rsuh.ru/school.html. Загляните на этом сайте и в материалы Летних лингвистических школ: там есть и посвящённые языковым проблемам лекции для школьников, и материалы различных конкурсов с решениями. Рекомендую также и сайт Бориса Иомдина, посвящённый лингвистическим олимпиадам: http://www.ling.narod.ru.
Во всех названных выше изданиях рассматриваются не только вопросы, изучаемые в школе, но и многие интересные темы, остающиеся за пределами школьной программы. Однако если вы хотите поглубже и получше усвоить именно школьную программу, могу рекомендовать учебные пособия, изданные в МГУ:
В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская, Е. Б. Степанова. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М.: 2004.
Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006. (Электронный вариант: http://www.gramota.ru/litnevskaya.html?sod.htm)
Безусловно, предлагаемые издания и Интернет-ресурсы не представляют собой исчерпывающего списка, и их можно рассматривать только как отправную точку, однако и названных источников для начала немало. Надеюсь, мои коллеги продолжат мои рекомендации.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nkh



Зарегистрирован: 01.12.2007
Сообщения: 20

СообщениеДобавлено: Сб Фев 02, 2008 12:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемые организаторы конкурса и авторы вопросов!
Мой ребёнок (3 класс) участвовал в конкурсе и не смог правильно ответить на вопросы №17 и №25. На мой взгляд эти вопросы однотипны - на лексическую сочетаемость. Посоветуйте, пожалуйста, по каким пособиям, материалам и т.д. можно подготовить ребёнка 10 лет к подобным вопросам. (Читает очень много и ежедневно.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
И. Рубанов
сотрудник Центра


Зарегистрирован: 20.10.2006
Сообщения: 915
Откуда: Киров (Вятка)

СообщениеДобавлено: Сб Фев 02, 2008 1:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

nkh писал(а):
Уважаемые организаторы конкурса и авторы вопросов!
Мой ребёнок (3 класс) участвовал в конкурсе и не смог правильно ответить на вопросы №17 и №25. На мой взгляд эти вопросы однотипны - на лексическую сочетаемость. Посоветуйте, пожалуйста, по каким пособиям, материалам и т.д. можно подготовить ребёнка 10 лет к подобным вопросам. (Читает очень много и ежедневно.)

Стоит ли столь серьёзно относиться к игре? Всех лексических сочетаний специально всё равно не выучить: они познаются главным образом на практике. Задачи 17 и 25 - на языковое чутьё: что режет слух, а что не режет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Виталий



Зарегистрирован: 19.11.2008
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 19, 2008 10:19 am    Заголовок сообщения: Re: подскажите, как помочь внуку! Ответить с цитатой

[quote="И. Рубанов"]
clever! писал(а):
Пожалуйста, подскажите, какой литературой можно пользоваться, чтобы подготовиться к конкурсу. Да и просто получить удовольствие от того, что работает голова!


Какой литературой можно пользоваться школьникам (не будующим лингвистам) 2-4 классов для подготовки их к тестированию по тестам, продаваемым в школах Перми под названием "Русский медвежонок" за 85 руб., объявленным как обязательный ? "Битые" ссылки инернет сайтов прошу не предлагать
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов -> Русский медвежонок Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group